Новости сайта
Главная страница » 2006 » Март » 28 » Глава РОСХВЕ(пятидесятников) епископ Сергей Ряховский: "Мы наследники возрожденных хр

Глава РОСХВЕ(пятидесятников) епископ Сергей Ряховский: "Мы наследники возрожденных хр

"Портал-Credo.Ru": В этом году Вы отпраздновали свой 50-летний юбилей. Условно можно сказать, что одна часть Вашей жизни прошла в советскую эпоху, а другая уже в новой постперестроечной России. Как, по Вашему мнению, произошел ли все-таки разрыв с советским наследием или же прорыв начала 90-х гг. сменился реакцией?

Глава Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Сергей Ряховский: Для меня советский образ жизни и российский менталитет - это не одно и тоже. В каких-то вещах мы далеко ушли от советской парадигмы мышления, в каких-то еще находимся в прошлом. Я приведу простой пример. После недавнего ажиотажа вокруг дефицита соли в центральных областях России, я спросил прихожан в одной из московских общин: кто поддался панике и купил больше килограмма соли? Из 500-600 человек присутствовавших на богослужении никто не поднял руки. Люди твердо стоят на ногах, успешны в работе, бизнесе, семейной жизни, активны в социальном служении. В евангельских христианах произошла большая перемена - люди поверили Слову Божьему, которое говорит о том, что верующий не будет стоять с протянутой рукой, а все трудности с Божьей помощью разрешимы. Для меня очевидно, что и Церковь изменилась, хотя какая-то часть общества осталась в советском времени. Постепенные изменения в менталитете и в душах людей начались уже где-то в середине 80-х гг. ХХ века. Тогда я был частью подпольного пятидесятнического движения, и видел, ощущал, что скоро откроются новые возможности.

- Вы являетесь основателем одного из крупнейших протестантских объединений, главой движения, которого раньше в нашей стране не было. Согласны ли Вы с утверждениями о том, что в начале 90-х гг. родилось некое новое харизматическое движение, отличное от консервативного пятидесятничества, которое возникло в России в 20-е гг. ХХ века и действует поныне параллельно с новыми Церквями, часто называемыми "неопятидесятническими"?

- С этим я не согласен. Возрожденная харизматическая по сути Церковь существовала и до 1929 года, когда начались сталинские репрессии и верующие были фактически рассеяны, либо расстреляны. Новый период роста Церквей и богоискательства начался во время и после Великой Отечественной войны. В послевоенной время в доме моего отца - епископа подпольного братства Василия Ряховского - пятидесятником стал нынешний глава Объединенной Церкви христиан веры евангельской Иван Петрович Федотов и многие другие "традиционные" пятидесятники. Федотов и поныне является для меня духовным учителем, а его советы для меня чрезвычайно важны. Именно Федотов - человек смелый, решительный и святой, стал создателем харизматической по духу и букве Евангелия Церкви, перехватив эстафету от христиан конца 20-х гг. Федотов начинал в Бирюлево недалеко от Царицыно, где располагается наша община "Церковь Божия". Для Федотова существование нашей Церкви - продолжение дела, начатого им в советское время.

Более того, я убежден в том, что сегодняшние харизматические Церкви даже не дотягивают до нелегального пятидесятничества первой волны (с конца 40-х гг. до конца 50-х гг.), которое возглавляли Иван Федотов, Виктор Белых, Иван Левчук. Не дотягивает по уровню хождения в вере, по тем знамениям и чудесам, которыми тогда сопровождалась церковная жизнь, по глубине харизматической проповеди, звучавшей в то время. Лидеры той Церкви были влюблены в жизнь, они не разделяли всех на грешников и святых до такой степени, чтобы замкнуться в себе. Церковь была открытой, она была источником любви к миру. Наступила хрущевская оттепель, раздвинувшая границы дозволенного, и она была, по сравнению с предыдущим периодом, временем толерантности и веротерпимости.

- Что, по Вашему мнению, произошло с нерегистрированным братством впоследствии? Оно изменилось? Ведь епископ Иван Федотов, к примеру, остался вплоть до нашего времени лидером подпольного пятидесятничества?

- Волна арестов священнослужителей в 1959-1961 гг. привела подпольное пятидесятническое братство к максимальному консерватизму в учении и вероисповедной практике. Фактически этот процесс происходил в отсутствие Ивана Федотова, который отбывал заключение с 1960 по 1971 гг. Всего же Федотов отсидел в советские годы 18 лет- за время его отсутствия строилась законническая Церковь. Пятидесятническое движение в какой-то мере остановилось в своем духовном развитии, в нем стали больше обращать внимание на традицию и букву закона. Именно тогда были введены ограничения для женщин и мужчин во внешнем виде, рукоположения по принципу ущербности в теле и т. д. Правила, которых не было в Церкви ранее, рождались во время самого пика политики воинствующего атеизма в Советском Союзе. К 90-м гг. жизнь нерегистрированного братства стала отличаться традиционностью и законничеством. Внутренняя жизнь подпольных пятидесятников отличалась вниманием к внешней святости в одежде, прическе, в том, что можно, а что нельзя носить, тогда как еще в 50-х гг. верующие носили и костюмы, и шляпы, и галстуки. В брежневское время христиан загнали в гетто и превратили в маргинальную группу. В сознание пятидесятников внедряли мысль о том, что высшее образование - это грех, чиновником быть - это грех, смотреть телевизор - это грех, а разрешено - только молиться и читать Библию. У женщины в консервативных общинах была лишь одна функция - деторождение. Признаком святости члена Церкви являлось наличие детей, отказ носить украшения, галстуки, ношение платков и т. п. Фактически одних братьев посадили в тюрьмы, а других сотрудники КГБ пытались превратить в маргиналов, которым чужд весь мир. Это была продуманная операция против евангельской Церкви в России, коснувшаяся как нелегальных пятидесятников, так и баптистов. С современных позиций, конечно, трудно критиковать Церковь, тем более что она окроплена кровью святых.

- Однако во время и после горбачевской перестройки традиционные пятидесятнические Церкви в России и на Украине росли и менялись, и их консервативность не мешала им быть активными в миссионерстве и социальном служении. Как воспринималась перестройка в рядах нерегистрированного братства, в котором Вы тогда были пресвитером, а затем епископом?

- Когда пришел Михаил Горбачев, то практически весь мир молился за Россию. Во многом благодаря Горбачеву пришла свобода для людей верующих, а многие впервые услышали о Господе. Можно по-разному оценивать политическую деятельность Горбачева - история рассудит. Традиционные пятидесятники расценили свободу по-своему - как знак Божий для эмиграции в США, Израиль и Германию. Сейчас только в Соединенных Штатах живет около двух миллионов российских протестантов, а во многих эмигрантских общинах сохранились порядки 60-х-70-х гг. Одни люди вдохнули свободы после крушения СССР, другие не приняли перестройку. Как и в светском обществе, в пятидесятничестве некоторые сказали, что пусть мир меняется, но мы не будем. Вместе с тем, родившиеся в старых Церквях ДВР (как у нас говорят, дети верующих родителей) увидели, что появились новые перспективы. Мне Господь тоже сказал, что начались перемены и для меня есть другой план. Если сравнить Сергея Ряховского в 1987 году и сегодня, то это будут люди с совершенно разными церковными взглядами. Появились новые цели и новые вызовы, произошли внутренние изменения. Например, в 1989 году ко мне в церковь нерегистрированного братства пришел мой дьякон Павел Савельев с супругой и попросил отпустить его, потому что он захотел создать новую Церковь. Пасторский совет Церкви готов был его за это отлучить, однако я сказал, что отпущу его, так как вижу в его поступке волю Божью. Протестантские доктрины и таинства в новых Церквях остались, также как и вера в крещение, покаяние, символ веры. И в 90-е гг., и сейчас члены нерегистрированных Церквей, особенно молодежь, общаются с нашими верующими, приходят к нам на богослужения, и это общение взаимообогащающее. По нарастающей идет нормальный процесс взаимной интеграции.

- У Вас были какие-то определенные цели и задачи, когда Вы создавали новую церковь, объединение и затем Союз?

- Харизматическое движение начала 90-х гг. родилось на волне протеста российских верующих против замкнутости и законничества. Причем, надо отметить, что общины, созданные американскими, шведскими и немецкими миссионерами, составляли не более 10% от общего числа новых церквей. Западные миссионеры лишь помогли наладить систему богословского образования, перевести учебники, купить здания, построить молитвенные дома. В настоящее время уже 90% преподавателей - российские верующие. В начале 90-х гг. происходило бурное, хаотичное, бессистемное развитие, делались порой глупые ошибки, за которые нас до сих пор критикуют наши оппоненты. Если Вы сейчас придете в харизматическую церковь, то Вы не увидите ничего эксцентричного - болезни роста в значительной степени преодолены. Господь показал мне, что надо помочь харизматическим церквям найти свое место в обществе, евангельском движении и христианстве вообще. Я увидел, что в появившихся церквях есть глубоко верующие люди, искренне любящие Бога. Современные харизматические церкви в России - слепок с того возрожденного пятидесятничества 50-х гг.

- Что, по Вашему мнению, удалось сделать, а что нет из тех целей, которые Вы ставили перед собой в начале миссионерского бума 90-х гг.?

- По большому счету не вполне удалось изменить общественное мнение о протестантах. Я не беру в расчет мнение отдельных чиновников, политиков и представителей СМИ. Не удалось организовать более конструктивное сотрудничество с Московской патриархией, но очень хочется, чтобы оно было. Мы ведь христиане и братья, у которых одно и то же отношение к вере и таинствам, а различия касаются праздников и традиций. Я считаю, что просто не удалось пока наладить общение с РПЦ МП - ни протестанты, ни православные в этом не виноваты, это вопрос времени. Кроме того, не удалось создать целостную систему образования, несмотря на то, что высших и средних библейских учебных заведений в России много.

При этом, очень важно было разработать общепротестантскую социальную концепцию. Большим успехом было создание Консультативного Совета глав протестантских Церквей России. Началось ежегодное проведение в России молитвенных завтраков. Пятидесятники, как и другие евангельские верующие, готовы послужить своей стране, мы люди, которые умеют жить достойно и трудом и молитвой созидать свое Отечество.

Беседовал Роман Лункин

Источник: Портал-Кредо, http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=41756&cf=

Просмотров: 711 | Добавил: konstantin
Комментарии
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Используются технологии uCoz