Новости сайта
Главная страница » 2006 » Март » 21 » "Сглаз - долой! Из сердца - вон!"

"Сглаз - долой! Из сердца - вон!"
Александр ОКОНИШНИКОВ

Понятия "порча", "сглаз", "проклятие" окружают нас чуть ли не каждодневно. "Ой, какой у тебя малыш хороший!" - останавливается у коляски подруги молодая женщина. "Не надо Маша! Еще сглазишь!" - останавливает свою подругу мать ребенка. "Не везет мужику, - рассказывает соседка. - В прошлом году дача сгорела, в этом - машину угнали. Не иначе как на него кто-то порчу навел". "Ой, Вера, не знаю, что и делать! Я тут у метро цыганку отшила, так она пообещала меня проклясть! Свечку что ли пойти поставить? Или колдунью найти, чтоб сняла проклятие?"

Такого рода разговоры можно услышать очень часто. Люди искренне верят в существование и колдовства и проклятий. И самое поразительное, что это свое суеверие они обосновывают... верой в Бога! Дескать, если существует Бог, то существуют и какие-то темные силы... И в ответ на такой запрос вокруг плодятся всевозможные прорицатели и прорицательницы, мастера по снятию порчи и проклятий, колдуны, способные "отлить" из воска или свинца заклятие. Сегодня объявлениями о таких "услугах" переполнены газеты определенного рода. Что же такое проклятие? Существует ли оно вообще и что делать человеку, если он уверен, что проклят?

ПАУКИ, УЗЕЛКИ И КОРАЛЛОВЫЙ РОГ

Роберт Тодд Кэрролл в своей "Энциклопедии заблуждений" пишет: "Проклятием называется разновидность заклинаний, в которых другому человеку, месту, вещи, роду или нации желают тех или иных неприятностей, неудач и накликают на них большие несчастия. Если на человека постоянно сваливаются какие-то беды в несоизмеримо большем количестве, чем на других, этого человека называют проклятым.

Проклятие было привычной практикой в древней истории. Скорее всего это был способ запугать врагов и объяснить несправедливости, существующие в мире".

Способность к проклятиям приписывали колдунам, ведьмам и всякой прочей нечисти, которую вы сегодня в изобилии можете увидеть в фильмах "Ночной" и "Дневной дозор". Для достижения своих целей колдуны использовали якобы магические снадобья и наложение заклятий. Обретение ими магической силы объясняют связями со злыми духами или сатаной. Впрочем, порой обходится без сатаны. Всем известны магические практики вуду. В кукольное подобие человека маги вуду втыкают острую иглу и тогда человек, прообразом которого является эта кукла, начинает страдать. История колдунов и ведьм - отдельная огромная тема, на которую написаны сотни, если не тысячи, книг. Сегодня благодаря главным образом фантазии голливудских режиссеров возник совсем иной образ ведьмы или колдуна. Это молодые люди, обладающие паранормальными способностями, такими, как психокинез, контроль сознания, оккультизм. Некоторые участники подобных групп, называющие себя колдунами, поклоняются сатане, однако большинству так называемых современных ведьм не нравится, когда их обвиняют в связях с дьяволом. Они пытаются возродить "естественную" религию на основе древних языческих верований, таких, как культы древних греков или кельтов и прежде всего друидизм. Одна из последних и самых распространенных "естественных" религий - викка. В основе этой неоязыческой религии лежат обряды, якобы уходящие в глубокую древность. Сами последователи викки уверяют, что она связана с древнекельтской традицией, которая, по сравнению с христианством, придавала гораздо большее значение гармонии человека с силами природы.

Впрочем, виккианство от нас достаточно далеко. Хотя доморощенное "учение Анастасии" в чем-то повторяет учение об оккультной связи человека с природой. Но и без "анастасийцев" у нас хватает мастериц по снятию порчи и проклятия. Зайдите в первый попавшийся книжный магазин и вы увидите огромное количество литературы на эту тему. Для примера мы откроем одну из подобных книг - "Полную энциклопедию магии, оккультизма, гадания и ясновидения". В главе "Колдовство и проклятия" автор совершенно серьезно уверяет: "Вот некоторые проклятия, которые можно наслать и получить, вместе со способами противостояния им... Узлы. Этот вид заклятий используется, чтобы навредить влюбленным или молодоженам. Идите на то место, где они обычно встречаются. Как только увидите их, быстро завяжите узел на веревке, которую держите в руках. Следите за их глазами, и как только они посмотрят друг на друга, завяжите второй узел. Желательно во время завязывания узла произносить соответствующие магические слова. Пара таким образом оказывается околдована, а их любовь - проклята. Чтобы отклонить это проклятье, влюбленные должны повернуть свое обручальное кольцо три раза вокруг пальца, и носить на груди священный каменный талисман".

Ну не бред ли? Однако совсем немало людей принимают такие "инструкции" за чистую монету. Читаем дальше. "Паук. Увиденный поутру или в полдень паук - на редкость дурная примета. Чтобы избежать неудач, после того, как вы увидели паука утром или в полдень, наберите немного пыли и бросьте ее на то место, по которому прополз паук, повторяя "Ada, ada" - это хорошо известная магическая формула. Сглаз или проклятие взглядом. По-итальянски такие сглазливые люди называются "джеттаторе", и насылаемое ими проклятие называется "jettatura". Чтобы уберечься от злого глаза, возьмите небольшой коралловый рог и поверните его острым концом к тому, кто "бросает злые взгляды", бормоча вслух слово "coma".

Эта книга издана в 2004 году. В чем опасность такого бреда? В том, что люди, склонные к суевериям, получают как бы обоснование своим страхам. Ведь проклятием всегда можно легко объяснить, почему несчастья часто случаются с хорошими людьми. Или даже с целыми регионами. Так, уже несколько лет жители Республики Алтай убеждены: их несчастья последних лет (сильное землетрясение осенью 2003 года, наводнения, низкий жизненный уровень) связаны с разорением могилы "алтайской принцессы". Напомним, что в конце 90-х годов хорошо сохранившуюся мумию древней алтайской девушки нашли археологи из Новосибирска. Мумия была доставлена в Новосибирский институт археологии, затем ее исследованием занимались специалисты мавзолея Ленина из Москвы. И все эти годы алтайцы требовали вернуть им свою принцессу. А недавно к этим требованиям присоединились и жители Республики Тыва.

Насколько серьезны подобные объяснения землетрясений, судите сами...

"БЛАГОСЛОВЛЯЙТЕ ПРОКЛИНАЮЩИХ ВАС"

Человек, читавший Библию, скажет: "Как же так? А ведь Бог Сам порой проклинал?" Бог проклял змея, соблазнившего Еву. Проклял Каина, убившего брата Авеля. Бог пообещал Аврааму проклясть людей "злословящих его". Под проклятием понимается лишение благословения и осуждение на бедствия. Закон Божий вообще изрекает проклятие на всех нарушающих его. "Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона". Проклятие на нарушителей закона торжественно произносилось израильтянами по занятии Земли Обетованной. Иисус Навин произносил проклятия на восстановителя Иерихона. Елисей - на детей вефильских. И все-таки в данном случае речь идет совсем о другом проклятии. Только Бог имеет полное право судить человека и выносить ему приговор. И негоже брать на себя такие функции обычным смертным.

В Библии есть одно интереснейшее место. Бог, давая законы израильскому народу, говорит: "Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего". Яснее и не скажешь. Комментаторы еще добавляют, что в данном случае четко обозначено: вера в ворожбу, спиритизм, волшебство - это мнимое или действительное вступление в общение с темной силой, несовместимое с верой в божественное покровительство. Не случайно в другом месте Ветхого Завета со всей суровостью того времени говорится: прорицатели, гадатели, чародеи и т.д. должны быть преданы смерти через побивание камнями.

Времена изменились, и сегодня, разумеется, никто не призывает побивать гадалок камнями. И дело не только в так называемом современном гуманизме. Приход в этот мир Иисуса Христа полностью перевернул представления людей о проклятии и о зле. Сконцентрированно отношение Иисуса ко всему этому выражено так: "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных".

Апостол Иаков говорит: "А язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть".

Самое же главное в том, что Иисус Христос, будучи Сыном Божьим, Своей жертвой искупил те грехи человечества, за которые человечество не раз проклиналось Богом. Апостол Павел говорит об этом так: "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе". Другими словами, поскольку мы не соблюли завет с Богом, нарушив закон, мы заслужили проклятие закона и осуждение Божье. Но Христос, распятый на деревянном кресте, понес проклятие закона вместо нас, даровав нам мир с Богом.

Не случайно, рассказывая о Царствии Небесном, Апостол Иоанн Богослов замечает, что там "ничего уже не будет проклятого". Вот она окончательная кульминация в описании града Божия. Здесь нет уже ничего проклятого, осужденного, отделенного от Господа, то есть здесь нет больше ничего из тех скверностей, что разрушают христианскую жизнь.

ВСЕ В РУКЕ БОЖИЕЙ

Редакция "ЧС" попросила рассказать об отношении Церкви к проклятиям и порчам священника Покровского храма Екатеринодарской епархии Русской Православной Церкви отца Андрея.

- Вообще в жизни человек постоянно сталкивается со словом "проклятие", "сглаз", "порча". Чуть что случается в жизни, и сразу следуют предположения: наверное, прокляли. Что такое проклятие и как относится к проклятиям Церковь?

Вообще о человеческих проклятиях ни в Священном Писании "Библии", ни в святоотеческом учении ничего нет. Однако из Ветхого Завета мы знаем о проклятиях Божиих. Вспомним книгу Бытия, в которой повествуется об изгнании первых людей из рая: "Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься". (Бытие, 3, 16-20).

Изгнание из рая - это лишь следствие того, что человек вместо жизни и общения с Богом выбрал иную жизнь. Господь лишь подтверждает: раз ты выбрал, если в тебе нет послушания из любви ко Мне и нет раскаяния в соделанном, значит ты не можешь жить со Мною. В Ветхом Завете есть повествования о проклятии, но инициатором этого выступает сам человек. Сам человек выбирает - с Богом он или нет. И если отступает от истинного Бога и начинает служить идолам, то сам и выбирает проклятие, то есть жизнь без Бога. Других проклятий Писание не знает. Человек не властен над душой другого человека, жизнь и смерть всегда только в руках Божьих.

Ни в Евангелии, ни в других книгах Нового Завета не говорится ни о сглазе, ни о порче, ни о каком-либо вредоносном колдовстве. Даже Симон Волхв, весьма известная в свое время личность, никого не сглазил и никого не "испортил". Евангелисты повествуют о многочисленных чудесах, совершенных Господом Иисусом Христом, об исцелении неизлечимых недугов, об изгнании бесов, но ничего не сообщают о "снятии порчи или сглаза". Наставляя учеников, стремясь научить людей жить так, чтобы зло исчезло из человеческой жизни, Господь не призывал никого остерегаться колдовства, заговоров или каких-то заклинаний. Хотя подобных "заговоров" и "заклинаний" в истории человечества существовало множество. Напротив, говоря о будущей Церкви, Христос утверждает: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им" (Евангелие от Марка. 16, 16-18).

Бог бесконечно любит каждого человека, независимо от его нравственного достоинства. Господь очень надежно оберегает и верующих, и неверующих, и праведных, и грешных от сатанинского зла.

Существует в жизни человеческой удивительный феномен суетной веры. Веры не в Бога, не в спасительную силу Его благодати, а вера в абсолютное могущество кого угодно. В таком мировоззрении Бог занимает самое верховное место, а все остальные представляются некоей "канцелярией" при Нем. Если можно обмануть чиновника, то почему бы не постараться обмануть и Бога? Если в коридорах власти есть "приближенные", то, наверное, существуют и в духовном мире такие "приближенные", которые могут своим словом наложить на человека "проклятие". Но разве можно обмануть Сердцеведца? Нет и не может быть у человека такой власти и такого могущества. Просто есть люди, которым выгодно, чтобы их считали могущественными, хотя никакого отношения к этому могуществу они не имеют.

Жизнь человеческая зависит, казалось бы, от многих факторов: от достатка, от климата, от экологии. Многие вещи влияют на качество жизни. Хотя на самом деле с нами ничего не происходит без воли Божьей. Недаром Апостол Павел сказал: "А живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни".(Послание Римлянам 14:8). Нет такого времени, когда Господь забывает о нас, когда Он не печется о нас. Мы Его забываем, Он нас - никогда.

Исцеляя больных, Христос часто говорил: "По вере вашей да будет вам" (Евангелие от Матфея. 9, 29). Вера в спасительную силу божественной любви является, таким образом, условием исцеления.

Но также по своей вере и в меру силы этой веры получает тот, кто верит в сглаз, порчу, проклятия и тому подобное. Это не значит, что такому суетно верующему человеку кто-то из его близких действительно желает зла, колдует, сыплет соль, втыкает иголки и т.д. Но если человек в это верит, этого боится, значит, он не верит в способность и желание Господа защитить его от всех вредоносных воздействий. Вера в проклятия оборачивается неверием в Бога и силу Его любви. Этим неверием пользуется сатана, который тут же ввергает суеверного человека в пучину самых разнообразных бедствий. Он же внушает несчастному, что в его беде виноваты какие-то конкретные люди: сослуживцы, родственники, соседи, которые "сделали на смерть", "прокляли" или что-то в этом роде. Испугавшись многочисленных напастей, несчастный суевер, вместо того чтобы обратиться к Богу, Церкви, молитве, спасительным Таинствам Исповеди и Причастия, начинает искать хранителей тайного знания, способных снять "проклятие". Мало того, в дальнейшем он начинает пугаться окружающих. Ему начинает казаться, что вокруг него много людей, желающих ему зла. Не важно, кто: черноглазая пестрая цыганка или сухонькая сгорбленная старушка из соседнего подъезда - все они превращаются во врагов. А дальше подозрительность и фантазия делают, не без помощи лукавого, свое дело. И вот человек начинает верить, что сказанное резкое или неприятное слово изменяет его жизнь, что воткнутая в двери булавка лишает его здоровья, что рассыпанная на пороге соль является преградой к полноценному счастью. Все эти суеверия выстраиваются в очень стройную систему. Но, к сожалению, в этой системе Бог становится вовсе ненужным. Увернешься от "злого взгляда" - будешь здоров и богат, заметишь булавку в косяке двери - и откроется перспектива долгой жизни. Человек ставит сам себя в зависимость от действий другого человека, забывая, что все мы - в руках Божиих.

Мнительность доделывает свое дело. Если человек решил, что его "прокляли", то переубедить его бывает очень трудно. Такому человеку трудно признаться себе: "Господи, Ты дал мне болезнь чтобы я образумился, изменился, стал лучше", проще ведь свалить все на другого, ему приписать все свои неурядицы.

Единственным средством вырваться из этого порочного круга является возвращение в Церковь, которое осуществляется через глубокое искреннее покаяние, исповедь и полный отказ от веры в сглаз, порчу и колдовство. Необходимо заново вживаться в церковную жизнь. Регулярно посещать богослужения, внимательно исполнять домашнее молитвенное правило, старательно соблюдать посты, по возможности чаще исповедоваться и причащаться. Поэтому всякому, кто по собственной неосторожности пострадал от вторжения этой сатанинской силы, необходимо быть готовым к упорному молитвенному труду, который должен продолжаться всю жизнь.

НА БОГА НАДЕЙСЯ И САМ НЕ ПЛОШАЙ!

Нередко спрашивают: ну разве у Бога не хватает сил для победы над сатаной? Этим вопросом задавались еще первые христианские богословы. И, надо сказать, дали на этот вопрос исчерпывающий ответ. Известный богослов II века священномученник Ириней Лионский, автор влиятельного сочинения "Против ересей", первым обозначил соотношение между Богом, с одной стороны, и сатаной - с другой. По словам святого Иринея, дьявол получает право власти над человеком в тот момент, когда человек под влиянием искушения нарушает Божественные предписания и совершает грех. Разумеется, обольщение и вовлечение человека в грех является преступлением сатаны, насильственно вмешивающегося в сотворенную Богом область. Но раз человек добровольно дал себя обольстить и отошел от Бога, сатана получает полное право господства над человеком. Бог мог бы лишить сатану плодов его преступного вмешательства, но по Своей "неизреченной справедливости" Он этого не делает. И предоставляет сатане право на уже обольстившегося человека. Это право должно быть отнято у сатаны самим человеком, который таким же добровольным путем должен освободить себя от обольстительной силы дьявола.
Просмотров: 802 | Добавил: konstantin
Комментарии
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Используются технологии uCoz