Новости сайта
Главная страница » 2006 » Апрель » 2 » Приношение современного американца. O фильме М. Гибсона "Страсти Христовы"

Приношение современного американца. O фильме М. Гибсона "Страсти Христовы"
Иерей Димитрий Карпенко, "Новый ковчег"

Сегодняшнего кинозрителя сложно чем-то задеть, удивить, настолько притупилось восприимчивость современной публики к горю, страданию, боли. Кино для нас - это прежде всего аттракцион, где воплощаются наши самые нелепые запросы. Человек приходящий в кинотеатр ищет в первую очередь возможность ухода от реальных проблем, требует попкорна и зрелищ. Тогда как настоящее искусство заставляет нас не убегать от себя, а всматриваться в свои собственные глубины, приглашает нас на вдумчивый разговор о том, что для нас действительно важно.

Появление фильма М. Гибсона "Страсти Христовы" (The Passions of Christ) - очень не типичное явление для американского кино. Мэл Гибсон, известный ранее как герой блокбастеров "Смертельное оружие" и "Безумный Макс", на самом деле видел себя автором вдумчивых и глубоких фильмов. В 1993 году выходит его первая режиссерская работа "Человек без лица", в которой главной темой становится сложный мир противоречивых человеческих отношений. "Оскароносное" "Храброе сердце", следующая режиссерская работа актера-режиссера Гибсона, мастерски сделанная по всем правилам Голливуда, тем не менее, главной своей целью видит не желание развлечь зрителя батальными сценами и любовной историей, а показать необходимость жертвенности служения людям. Жертва за людей - как неизменный критерий истинности. Эта тема становится доминирующей в творчестве Гибсона.

По словам Гибсона, снять фильм о страданиях Христа - его давняя мечта. Прежде всего поражает серьезность подхода: использование арамейского и латинского языков. Во время съемок каждый день совершалась месса, следуя средневековой католической традиции, когда театральные повозки сопровождались священниками призванными совершать службу, тем самым укрепляя и наставляя актеров игравших сцены из жизни святых. Говорят, что молния несколько раз била в Дж. Кэвизелла и он "случайно" получил несколько ударов во время съемок сцены бичевания. Единственный актер-мусульманин в этом фильме, в интервью сказал, что весь процесс съемок проходил очень напряженно, вся съемочная команда была погружена в историю страданий Христа. Еще задолго до выхода картины на экраны, она широко обсуждается в обществе, встречает обвинение в антисемитизме и кровожадности. Для самого же Гибсона - это возможность рассказать этому мiру о жертве Христа. Используя всю мощь современного кинематографа, звуковые и визуальные эффекты - Гибсон создает аутентичную картину 12 последних часов жизни Христа

В России фильм ждали. Его премьера пришлась на Страстную седмицу, а не задолго до этого состоялся предпремьерный показ для православных журналистов, которые достаточно высоко оценили картину, не найдя в ней ничего богохульного. Тем не менее было сразу понятно, что у нас этот фильм явно не вызовет всеобщего одобрения, конечно обвинять его будут не за надуманный антисемитизм, которого естественно в этом фильме нет, а за то, что, собственно он о Христе. Для очень многих православных людей неприемлем сама постановка вопроса: играть Христа, это звучит кощунственно, а значит и сам фильм вреден. Только недавно утих скандал с показом по НТВ фильма М. Скорсезе "Последнее искушение Христа", который, честно говоря, просто очень слабое кино, как снова мы слышим - богохульство! Главное обвинение - фильм не православный, да - это действительно так, но Гибсон - католик, поэтому странно было бы предъявлять ему эти обвинения. Можно или нельзя изображать Христа и святых на сцене, вопрос на самом деле открытый, не будем забывать Пещное действо новгородские постановки из жизни святых, а также то, что сам святитель Димитрий Ростовский был автором многих пьес. Да чего уж далеко ходить: спектакли в наших воскресных школах на Рождество и Пасху давно уже стали привычным делом. Понятно, конечно, что это очень большое дерзновение брать на себя такую ответственность изображать Христа, поэтому в Православии это не прижилось, но говорить сразу о богохульстве я бы не торопился. Гибсон, повторюсь, представитель другой традиции, и он поступает в рамках этой традиции.

К сожалению, большая часть людей, которые этот фильм уже посмотрели, сделали это не в кинотеатре, а на видео или DVD. Естественно это была пиратская "экранка", когда видеокамерой снимают с кинотеатра, видно как ходят люди и т.д. Английские субтитры переводятся абсолютно не корректно, когда Иоанна Богослова называют Джоном, вместо "Царя Иудейского" мы слышим "король", вместо "Истины" - "Правда", и многие другие моменты, которые сразу режут слух православному зрителю. Становится, ясное дело, противно и неприятно все это смотреть до конца. Я не спешил посмотреть, во что бы то не стало и дождался выхода в кинотеатре. Конечно - это совершенно другое впечатление. Главное достоинство фильма - возможность слышать живую арамейскую речь, ту самую, на которой говорил Сам Христос. Русские субтитры очень грамотны и вовсе не мешают просмотру. Поразил тот факт, не смотря на то, что большинство зрителей пришедших на фильм, по нашему современному обыкновению смотреть кино "с комфортом" запаслись пивом, колой, попкорном, но во время просмотра в зале стояла полная тишина. Особенно в конце, перед Воскресением, экран потухает секунд на 10 - и в зале тишина, никто не вскакивает с мест, не кричит - полная тишина и ожидание - что же теперь? Это одно из самых сильных впечатлений фильма, чувствовать, что никто в зале не остался безразличным к тому, что только что увидел. Многие плакали.

Снять такой фильм американцу - это дерзость. Это вызов своему обществу. Когда вся Америка болеет политкорректностью и не желанием затрагивать "острые" темы, Ватикан "прощает" евреев за убийство Христа - Гибсон-католик снимает фильм о Распятой Истине. Эта картина - приношение современного американца Христу, это его акт покаяния, это его желание хотя бы немного обратить внимание нашего "безумного-безмуного" мiра на жертву Христа

Мы во многом стали привыкать к христианству. Теперь нет запрета на исповедение веры, на ведение религиозного образования, нет препятствий в проповеди. И эта привычка убивает в нас самое главное, мы забываем о том, каким образом нам была дана эта возможность быть свободными. Фильм Гибсона напоминает нам об этом и лишний раз доказывает, что распятый Христос "иудеям соблазн и эллинам безумие".

Источник: Портал-Кредо, http://portal-credo.ru/
Просмотров: 389 | Добавил: konstantin
Комментарии
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Используются технологии uCoz